Модель оценки качества воспитания в школе |
Методические рекомендации по формированию модели внутришкольной оценки качества воспитания Модель внутришкольной оценки качества воспитания базируется на нескольких основных принципах. Среди них: Принцип развивающего характера оценки воспитания. Основное назначение оценки качества воспитания – способствовать развитию воспитания в системе общего образования. Это означает, что результаты оценки качества воспитания должны быть использованы не для поощрения и наказания отдельных педагогов или образовательной организации в целом, а для обнаружения тех проблем, над которыми этим педагогам или этой образовательной организации предстоит работать дальше, для грамотной постановки целей воспитания, для грамотного планирования воспитательной работы, для адекватного подбора форм и методов воспитательной работы с детьми. Принцип разделенной ответственности за качество воспитания. Школа несет за воспитание детей свою немалую, но при этом всего лишь долю ответственности. Поэтому применительно к оценке качества воспитания школьников имеет смысл говорить о разделенной ответственности за это качество школы и других социальных институтов: семьи, церкви, СМИ, общественных организаций и т.д. Принцип приоритета внутренней оценки качества воспитания. В системе оценки качества воспитания приоритет необходимо отдать внутренней оценке, т.е. оценке, которая производится самими субъектами школьного воспитания. Процедура же внешней (по отношению к образовательной организации) оценки должна лишь дополнять процедуру самооценки и стимулировать развитие последней. Принцип гуманистической направленности оценки качества воспитания. Оценка качества воспитания не должна предполагать сравнения детей, педагогов или школ друг с другом, составления рейтингов, дистанцирования администрации образовательных организаций или органов управления образованием от выявленных в ходе оценки проблем. Принцип ориентации на оценку сущностных сторон воспитания. Чрезвычайно важно в процессе осуществления оценки качества воспитания сосредоточиться не на формальных его составляющих (документах, количестве воспитательных мероприятий, конкурсных достижениях и т.д.), а на сущностных: ценностях, целях, механизмах, формах, способах, результатах воспитания. Предлагаемая модель разработана П.В. Степановым, И.В. Степановой в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Предлагается оценивать качество воспитания в школе по трем основным направлениям: - качество результатов воспитания школьников; - качество воспитательной деятельности педагогов; - качество управления воспитательным процессом.
|