Меню сайта

Полезные ссылки

Модель оценки качества воспитания в школе

 

Методические рекомендации

по формированию модели внутришкольной оценки качества воспитания

Модель внутришкольной оценки качества воспитания базируется на нескольких основных принципах. Среди них:

Принцип развивающего характера оценки воспитания. Основное назначение оценки качества воспитания – способствовать развитию воспитания в системе общего образования. Это означает, что результаты оценки качества воспитания должны быть использованы не для поощрения и наказания отдельных педагогов или образовательной организации в целом, а для обнаружения тех проблем, над которыми этим педагогам или этой образовательной организации предстоит работать дальше, для грамотной постановки целей воспитания, для грамотного планирования воспитательной работы, для адекватного подбора форм и методов воспитательной работы с детьми.

Принцип разделенной ответственности за качество воспитания. Школа несет за воспитание детей свою немалую, но при этом всего лишь долю ответственности. Поэтому применительно к оценке качества воспитания школьников имеет смысл говорить о разделенной ответственности за это качество школы и других социальных институтов: семьи, церкви, СМИ, общественных организаций и т.д.

Принцип приоритета внутренней оценки качества воспитания. В системе оценки качества воспитания приоритет необходимо отдать внутренней оценке, т.е. оценке, которая производится самими субъектами школьного воспитания. Процедура же внешней (по отношению к образовательной организации) оценки должна лишь дополнять процедуру самооценки и стимулировать развитие последней.

Принцип гуманистической направленности оценки качества воспитания. Оценка качества воспитания не должна предполагать сравнения детей, педагогов или школ друг с другом, составления рейтингов, дистанцирования администрации образовательных организаций или органов управления образованием от выявленных в ходе оценки проблем.

Принцип ориентации на оценку сущностных сторон воспитания.  Чрезвычайно важно в процессе осуществления оценки качества воспитания сосредоточиться не на формальных его составляющих (документах, количестве воспитательных мероприятий, конкурсных достижениях и т.д.), а на сущностных: ценностях, целях, механизмах, формах, способах, результатах воспитания.

 Предлагаемая модель разработана П.В. Степановым, И.В. Степановой  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Предлагается оценивать качество воспитания в школе по трем основным направлениям:

- качество результатов воспитания школьников;

- качество воспитательной деятельности педагогов;

- качество управления воспитательным процессом.